Каратэ Киокушинкай "Русь" » Ката Киокушин каратэ

 
 
 

Ката Киокушин каратэ

Слово “ката” обозначает “форма”, внешний вид. Данный иероглиф состоит из трех знаков:

Katachi - “форма”; 

Kai - “резать”;

Tsuchi - “земля” или “почва”. 

Таким образом, дословный перевод слова “ката” - “форма, разрезающая землю”.

Ката - это последовательность блоков, тычков и ударов, выполняемых в одной или более стойках, включая движения вперёд, назад и в стороны. Количество движений и их последовательность очень специфичны. Баланс между наступлением и обороной, используемые стойки, направление и способ передвижения - всё это даёт каждому ката свой собственный, отличительный от других характер.

Путём практики ката изучается традиционная техника, используемая в бою. Также развиваются баланс, координация, дыхание и концентрация. Ката воплощает идею рен ма (ren mа), или “всегда оттачивающий” - при ежедневной практике движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к каждой детали, которая необходима для совершенствования ката, развивает самоконтроль.

Путем концентрации, самоотдачи и практики вы можете достигнуть высшего уровня мастерства, при котором ката настолько вкореняется в подсознание, что теряется надобность сознательного внимания. Это и есть то, что мастера Дзэн называют “мушин” (mushin), или “без сознания”. Сознание, рациональное мышление совсем не используется на практике - то, что запоминалось раньше, теперь происходит самопроизвольно. Практика традиционного ката - это также способ для каратэка показать свое уважение к происхождению и истории Киокушин каратэ и боевых искусств в целом.

Ката Киокушинкай находят свои истоки в двух течениях: системы Годзю-Рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 году. Гичин Фунакоши по праву считается отцом современного ката и являлся инструктором Маcутацу Оямы с 1938 по 1945 гг.

Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы Шито-Рю, тренировались вместе под руководством окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка видоизменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хигаонна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это член Шорэй-Рю, группы школ Наха-тэ, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского Кэмпо.Хигаонна начал изучать Кэмпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кэмпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кэмпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.

Южный Китай, где учился Хигаонна, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями рук, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Тэншо - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль Кэмпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китая его учителем Хигаонна. Теория Круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279).

После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Масутацу Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Чи Чуани, Такуа.

В отличие от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотоканимел сильные корни в Шорин-Рю, системах Шури-тэ, на которые  повлиял главным образом северный стиль Кэмпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Ката северного стиля  обладали движениями широкого размаха  с большим количеством  прыжковой техники. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Цуки Но Ката - это типичный пример ката северного влияния.

Важно отметить, что Наха-тэ, Шури-тэ и Томари-то - три стиля окинавского каратэ, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется, было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.

В ранние годы, Масутацу Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии, так и в Корее. Поэтому Киокушин-Рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.

Каратист Киокушин-Рю свободно дерется как на ближней, так и на дальней дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.

В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть разделены следующим образом:

Наха-тэ - самое сильное южное влияние: Санчин, Тэншо, Гексай Шо, Гексай Дай, Сайха, Сэйенчин, Гарю, Сэйпай;

• Шури-тэ - самое сильное северное влияние: Цуки Но Ката, Канку (Кушанку), Сушихо.

Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Масутацу Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кэмпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.

По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Необходимо отметить, что ката Шотокан (северного влияния), взятые Масутацу Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Киокушин пришли главным образом из источников Южного влияния.

♦ Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гичин Фунакоши столкнулся с проблемой обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосув 1905 году с целью облегчения процесса обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.

♦ Тот факт, что Масутацу Ояма выбрал главным образом ката Годзю-Рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций китайского боевого искусства Сосай Масутацу Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения южных китайских боевых искусств.


Значение названий ката
Вполне возможно, что раньше ката вообще не имели названий, и получили их только позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определение ката именно по этим значениям вовсе не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические аспекты, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, в некоторых случаях осознание источника имени ката может помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было много различных техник в ката. Некоторые сведения дают возможность предположить возможное буддийское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что чисхотогут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений.

Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Маcутацу Ояма говорил: “Формы, выполненные только с целью показа, бессмысленны в каратэ”. Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ.

По словам Сосая Масутацу Оямы, некоторые названия ката взяты от известных окинавских воинов или относятся к истории древнего Китая, поэтому они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, что имена должны быть обновлены, но нужно думать и о сохранении традиций. Однако сохранение традиций теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.


Ката северного влияния
1. Тайкиоку (Taikyoku) - “Первопричина” или “Великий предел”. 
Ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку - как основу всех ката. Изучение ката подобно тому, как ребенок учится ползать, прежде чем научится ходить по Пути каратэ. Название Тайкиоку связывается также с умением видеть целое, не сосредотачиваясь на деталях. 


2. Пинан (Pinan) - “Мир спокойствия”. 
Ката Пинан (их всего пять) были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии более сложных китайских форм с целью обучения детей. Усердные тренировки каратэ принесут спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца. Хотя в ката используется техника применяемая в бою, целью этого ката является развитие спокойствия и гармонии между умом и телом.


3. Янцу (Yantsu) - “Обретение чистоты”. 
Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. В повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению спокойствия и чистоты духа. 


4. Цуки Но Ката (Tsuki no Kata) - Ката ударов кулаком. 
Ката способствует развитию ударной силы в любом направлении (при условии представления при каждом ударе разрушения преграды). С постоянными усилиями, направленными на решение жизненных проблем, и связывается достижение счастья и удачи, которые не приходят к тому, кто просто ждет.


5. Сушихо (Sushiho) - "Пятьдесят четыре шага”. 
Это ката является одним из двух высших ката окинавского стиля Сюри-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оригинальной форме, число “54”имеет внутреннюю связь с философией буддизма.


6. Канку (Kanku) - “Созерцание небес”. 
Первоначально это ката называлось Кушанку - по имени китайского посланника на Окинаве (1756 г.). Этот посланник был известным мастером рукопашного боя и часто демонстрировал свое искусство. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов из его первых выступлений. Именно это ката выбрал Гичин Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии (1922 г.). Канку - это высшее ката в Киокушин. В этом ката руки поднимаются к солнцу и на вершине пальцы образуют открытое пространство в форме ромба, через которое мы можем созерцать Вселенную и восходящее Солнце. Независимо от трудностей, с которыми мы встречаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная простирается перед нами. Нет ничего, что могло бы нарушить реальность бытия. До тех пор, пока мы здесь и перед нами - Небо и Солнце, - мы не будем побеждены.

Ката Канку одновременно развивает три элемента:

а) ум, тело и технику;

б) внутренние органы, кровообращение и нервную систему;

в) три вида энергии (КИ), расположенных:

- на вершине головы (тенто);

- в диафрагме (хара);

- в нижней части живота (танден).


Kaтa южного влияния

1. Санчин (Sanchin) - “Шторм внутри спокойствия”. 
Это древнейшее ката каратэ, которое из Китая на Окинаву принес Канрио Хигасионна. Впоследствии оно стало основой обучения в стиле Годзю-рю. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. 

В множестве истолкований названия этого ката подчеркивается единство триады различных свойств, развиваемых в ходе практики Санчин. Это могут быть:

- сознание, дух и техника; 

- сознание, тело и техника; 

- сознание, дух и тело; 

- скорость, сила и дыхание; 

- внутренние органы, циркуляция крови и нервная система; 

- три вида энергии - КИ, локализованных на макушке головы (тенто), в диафрагме(хара) и в нижней части живота (тандэн). 

Санчин - это изометрическое ката, в котором каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитие сильной стойки и правильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (КИ) и происходит единение духа и тела.


2. Тэншо (Tensho) - “Вращающиеся ладони”. 
Ката создана Тёдзюном Мияги (основателем стиля Годзю-рю), в дополнение кСанчин, после углубленного изучения им китайской формы Роккисё (Ладони шести сил).Тэншо можно соотнести со всеми триадами Санчин. Ояма считал ее ценнейшей из высших ката.

Тэншо - это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского Кэмпо, как техника кругов, основанных на точках.

Тэншо является психологической и теоретической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ. Тэншо включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ, поэтому должно быть главной целью практики каратэка. 

“Человек, который тысячи раз сделал ката Тэншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет обратить преимущество на свою сторону и идеально защитить себя".


3. Гексай Дай (Gekisai Dai) - большой “штурм крепости”.

Гексай Шо (Gekisai Sho) - малый “штурм крепости”.

Ката созданы Мияги в 1940 году c целью обучения учеников сильным и мощным движениям. Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите дает преимущество перед грубой силой.


4. Сайха (Saiha) - “Максимальное разрушение”. 
Это ката также создано Мияги. Название подразумевает выражение предельной телесной мощи, а также решимости и силы духа Будо, сокрушающих любые преграды.


5. Сэйенчин (Seienchin) - “Подавление отступления”. 
Название ката указывает на необходимость преодоления слабости духа и подавления любого желания отступать перед лицом жизненных трудностей. Каждый должен “подавлять отступающее сердце”. Самураи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в Киба Дачи; когда при этом ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.


6. Гарю (Garyu) - “Пробуждающийся дракон”. 
В философском смысле, гарю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката было создано Оямой, а название ранее было его псевдонимом. Истинный каратист развивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дракон, он, обладая силой, не стремится ее открыть.


7. Сэйпай (Seipai) - “Восемнадцать рук”. 
Это окинавское произношение иероглифа “18”. (“Дзю-Хачи” по-японски). Это высшее ката окинавского стиля Наха-тэ. Число “18” получено из концепции буддизма:6x3, где шесть - это цвет, голос, вкус, запах, контакт и правосудие, а три - это плохой, хороший и мир. Хотя, то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может рассматриваться как отдельное ката. 


Названия ката, которые давали мастера, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредоточиваясь на принципах и знании, заключенном в каждом из них.

Роль ката на тренировках
По словам Масутацу Оямы, основные ката очень близки к “священным писаниям каратэ”. Постоянная тренировка основных ката способствует более легкому восприятию продвинутых ката. По его мнению, в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций.

Тэншо и Санчин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Санчин - на Янг (Уо, Твердый) аспекты силы (энергии) каратэ, аТеншо - Йин (Ин, Мягкий). Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата Кенва Мабуни (Основателя Шито-Рю), которую Масутацу Ояма процитировал в книге “Это каратэ”: “Самым важным в каратэ являются номинальные упражнения, в них переплелись все техники защиты и нападения, поэтому мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость и правильно их выполнять”. Хотя, возможно, есть люди, которые думают, что можно игнорировать сами номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.

Тренировка только номинальных упражнений не достаточна для полноценного развития. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и “живыми”. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного - двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Независимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их тренировал, они будут бесполезными. Нужно хорошо учиться и тщательно тренироваться в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, сами того не осознавая, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.

Хотя верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ - избегать леность и серьезно практиковаться с мыслью о том, что номинальные упражнения - это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки - другие 50 процентов.

Одним из самых  вдохновляющих  опытов  в  жизни  каратэка  может быть  наблюдение  мастерского  исполнения  ката,  когда  интеграция  движений  и  силы,  чистота жеста электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть “живым”. Концентрация на имеющейся задаче - всеохватывающая, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования - поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения, что помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период “мокусо” перед выполнением ката - это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.

Для старших учеников оружие становится естественным шагом  вперед  в искусстве каратэ-до. Оружие  учит ученика  важности фокуса и  балансного контроля. В своем воображении каратэка видит вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения и личность каратэка наполняет Доджо. По окончании ката электризация утихает, каратэка возвращается в себя. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката.

Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высоко отточенной чувствительности в Кумитэ. Это позволяет каратэка знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикой ката, ученику также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. Введение турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, значительно снизило роль ката в тренировке некоторых каратэка. Однако, без ката каратэка вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту электризацию мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Каратэка, не обращающий внимания на ката, обманывает самого себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.

Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, которые повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы. Сосай Ояма, будучи в горах, ежедневно выполнял ката по 100 раз, это не только развивает превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.

Ката было жизненно важной частью тренировок еще со времен Бодхидхармы. Сегодня каратэ развивается со скоростью, никогда прежде неведомой, и все каратэка несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ. Ката можно практиковать независимо от возраста и состояния, это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной для каждого занимающегося. Кажется, не существует лучшей формы упражнения для человечества, чем ката.

Человек должен сам узнать предел своих способностей. Как все стремления, направленные на развитие тела, ума и духа, этот опыт очень личностный и достигнутые результаты находятся в прямом соотношении с глубиной концентрации и временем, потраченным на занятия.


Три принципа тренировки ката
Как уже отмечалось ранее, во время тренировки ката концентрация должна быть полной. При выполнении ката, ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если вы собраны и сосредоточены, то даже при выполнении одного очень простого движения (например, первый шаг в Тайкиоку 1) в течение многих часов, вы не будете чувствовать при этом ни капли умственной усталости. Так, во время уединения в горах, Сосай Масутацу Ояма ежедневно выполнял какое-либо ката по 100 раз. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих этапов обращается к разным принципам тренировки ката:

1. Waza no Kankyu (Ваза но Канкю) - темп техники;

2. Chikara no Kyojaku (Чикара но Киоджаку) - точки силового нажима;

3. Iki no Chosei (Ики но Чосэй) - контроль дыхания.

В тренировках под руководством Сосая Оямы этим моментам уделялось особое внимание. Работая по очереди с каждым моментом, а, затем, объединяя все три аспекта в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению ката ощутимо возрастает. Будучи каратэка, очень важно осознавать роль ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, о которых было сказано выше, можно добиться значительного прогресса в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.

Waza no Kankyu (Ваза но Канкю) - темп техники

В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Сначала важно изучить последовательность шагов, что занимает относительно короткое время. После этого ученик учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. 

Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, и те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Кроме того, он сталкивается с моментами сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с целью сбить с толку противника, нарушается выбор времени для атаки и его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а, значит, и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и уметь подстраиваться под него. Если бойцу сложно адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и, возможно, не сможет грамотно реагировать, так как не представляет действительной угрозы. Другими словами, ничего и никогда нельзя было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости", когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер – это тот, кто научился контролировать темп во всех движениях и умеет осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать жестко, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.

Chikara no Kyojaku (Чикара но Киоджаку) - точки силового нажима (моменты напряжения силы)

Под моментами напряжения силы понимается то, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, по возможности в более расслабленном состоянии, позволяя плавному потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке “чистой”, “сфокусированной” энергии.

Техники, сопровождаемые “киай” - это обычно высокие моменты ката, и сила - полная. Временами сила иcходит от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих элементов - Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, ученик придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.

Не стоит путать моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.

Iki no Chosei (Ики но Чосэй) - контроль дыхания

Контроль дыхания в ката – это жизненно важный момент. Необходимо научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в Санчин но Ката сила движений исходит из глубины дыхания “ибуки”. В технике, сопровождаемой “киай”, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно контролировать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь правильно подойти к выбору времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.

"Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным даже в окружении сильных врагов, во время землетрясения и пожара". - Масутацу Ояма.

Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух, а также является таким же важным звеном для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или возбужденный, дыхание - более быстрое и мелкое. Изучение такого аспекта как контроль дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.

Даже в самых базовых ката должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать и резкий выдох.

Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажитесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.


Способы выполнения ката
1. Скорость 

♦ очень медленно; 

♦ медленно;

♦ в обычном темпе; 

♦ в быстром темпе; 

♦ в максимально быстром темпе.

2. Напряжение

♦ с легким напряжением;

♦ с обычным напряжением; 

♦ с максимальным напряжением.


3. Стойка 

♦ узкая; 

♦ классическая; 

♦ низкая.


4. Глаза 

♦ с открытыми глазами; 

♦ с закрытыми глазами (для развития чувства пространства и ориентации). 


5. Партнер 

♦ с партнером; 

♦ без партнера. 


6. “Киай” 

♦ каждое движение сопровождается “Киай”;

♦ все движения без “Киай”.



Бункай
Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того чтобы ката действительно имели значение для каратэка, каждое движение в ката тщательно изучается, а затем должно быть закреплено на практике. Лучше всего брать какое-либо одно ката и работать над ним, пока работа рук и ног не станет естественной и полностью автоматической. Затем, человек может менять углы и модуляцию работы ног, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Необходимо всегда стараться найти, по крайней мере, три применения каждого движения. Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства полной выкладки, то здесь речь не может идти о силе и энергии. Всегда помните, что каждое движение в ката имеет свое предназначение, свою цель. Через поиск бункай, эта цель как раз и может быть обнаружена.

Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку. Изменение положения руки на 15 градусов - едва различимо в плече, однако для руки оно может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной атакой. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.

БУНКАЙ (BUNKAI): 

• Начальный уровень «Шодан» (Shodan): основывается на теории блок / удар; 

• Средний уровень «Чудан» (Chudan): освобождение от захватов, встречные удары и уходы;

• Высший уровень «Окудэн ойо» (Okuden oyo): методы воздействия на суставные сочленения и нервные узлы, защита от ударов в жизненно важные центры «Киушо» (Kyusho) / нанесение ударов в жизненно важные центры, уходы «Тай-сабаки» (Tai-sabaki) и ведение ближнего боя «Мучими» (Muchimi). 

• «Какушитэ» (Kakushite) – «скрытые» приемы.


Дополнительные упражнения
УШИРО НИ (USHIRO NI) - выполнение Ката в обратном порядке (конец – начало) в соответствии с логическим построением обратного порядка. 

КАГАМИ ЙОНИ (KAGAMI YONI) - выполнение Ката в зеркальном отражении.

КИХОН (KIHON) – базовая техника. Относительно широкие стойки, отработка движений в наиболее «чистом» виде, выполнение каждого движения на счет при выполнении Ката, “Киай” при окончании каждой серии приемов. 

РИТСУДО (RITSUDO) – упражнения на развитие чувства ритма. Отработка сгруппированных технических комбинаций на основе принципа «защита – атака» по предварительной договоренности. Создание реальной ситуации при использовании «классической» техники. Основой комбинаций являются Ката. 

ШИНКОКЮ (SHINKOKYU) – дыхательные упражнения. Медленно (аналогично Тай Чи Чуань), глубокое дыхание, использование «классической», «чистой» техники выполнения приемов, равновесие, сила, пластичность. 

ХАЙАКУ (HAYAKU) – выполнение приемов Ката с максимально возможной скоростью. 

ТЕНСИО (TENSIO) – выполнение упражнений при динамическом напряжении мускулов. Медленно, сфокусированное дыхание, напряжение соответствующих «рабочих» групп мышц. 

КИ ГУНГ (QI GUNG) – скоростное выполнение ката с концентрацией на момент выполнения приема.


Визуализация
Визуализация является одним из основных принципов при выполнении Ката. Для визуализации можно выбрать следующие объекты: 

• стойка, позиция, равновесие, дыхание, напряжение / расслабление, быстро / медленно, жестко / мягко, защита, контратаки; 

• выполнение визуализации на уровне элементов: Земля / лошадь; Вода / змея; Огонь / тигр; Воздух / журавль; Эфир / дракон ;

• выполнение технических действий без спецификации конкретного объекта (мушин / mushin). Медитативная практика выполнения Ката; 

• визуализация конкретных технических действий (на основе вышеуказанных методик), а также визуализация нескольких технических действий одновременно визуализация эмоционального состояния.

 
“… Истинная цель искусства каратэ Киокушинкай – это не победа или поражение, а становление характера личности …”